БЕСЕДА С ЕЛЕНОЙ КУШНЕРОВОЙ НА ФБ

Sage noch gar nichts dazu. Hören Sie selber.
I will tell nothing. Just listen to.

Beethoven. Sonata No 1 in F minor, op.2 No.1 – Mikhail Kollontay 1. Allegro. 2. Adagio. 3. MENUETTO. Allegretto. 4. Prestissimo TNNUA, Taiwan, May 27, 2014
YOUTUBE.COM
  •  
    You, Dmitry Garanin and 14 others like this.
  •  
    23 hrs · Like · 1
  •  
    Yelena Gakh Лена, эту еще не слышала. Слушала его исполнение русских композиторов – это был полный потряс.
    23 hrs · Like · 2
  •  
    Elena Kuschnerova Это не то слово! он мне просто сообщил, что поставил. И Даргомыжского. Это я ещё запощу попозже. Пусть народ Бетховена переваривает.
  •  
    Andreas Ehret Sehr gut. I like it. will listen to the last 2 mvts 2morrow. Love his control of tempo. Is there really a Russian guy playing? Unbelievable
    15 hrs · Like · 1
  •  
    Elena Kuschnerova Ja, Andreas, natürlich he is Russian! He is composer, I played his pieces and piano concerto. To be sure he is Russian listen to his Dargomyzhsky recordings. Sensationel!
  •  
    Александр Церетели Нравится! Но темпы безумные! ))))
    9 hrs · Like · 1
  •  
    Elena Kuschnerova Александр Семёнович, Только финал. Но я такого ожидала! Мне очень нравится и даже больше!
    4 hrs · Unlike · 1
  •  
    Yelena Gakh Ленуль! После такого замечания (мэтра, да?) начала слушать. Я прошу прощения, что я со своей рожей в калашный ряд – но – резко не понравилось. Я не большой поклонник 1-й сонаты ЛвБ, но, тем не менее, такое впечатление, что Михаил ее играет, как этюд. Опять же – прошу прощения. Мне почему-то кажется, что она ему не очень-то и нравится. Не?
    4 hrs · Like · 1
  •  
    Elena Kuschnerova Алёна! Ну ничего страшного, что Вам не понравилось! Это не обязано нравиться! А мне как раз очень! Потому что там внутренний заряд и внешняя абсолютная простота и чистота. Вот так я вижу. А сонаты Бетховена я или все очень люблю, а бывает наоборот все не могу слышать. Это от жизненного периода зависит. Спасибо за Ваш комментарий, мне очень интересно!
    4 hrs · Unlike · 1
  •  
    Yelena Gakh Ленуль – я только начала слушать. Сейчас преодолею сопротивление и продолжу!
    4 hrs · Like · 1
  •  
    Yelena Gakh Может быть он куда-то ведет – но ведь с самого начала, как мне казалось, ее можно было раскрасить динамикой, выделить какие-то фразы.
    4 hrs · Like · 1
  •  
    Yelena Gakh То есть – что я хочу сказать – что, когда он исполнял тех же Глинку или Лядова (дай Бог памяти) – каждый звук был выверен, каждый звук нес смысл. А здесь какая-то погоня в неизвестность. Ну как-то не хватает хоть какой-то эмоциональности.
    4 hrs · Like · 1
  •  
    Elena Kuschnerova Алёна! Ну если не идёт-не слушайте, зачем? Не согласна, что нет эмоциональности. Она скупая, мужская, как слеза, знаете…. А иначе все эти сладкие мальчики со своей девичьей чувствительностью, которую я просто на духу не переношу! К тому же: это сочинение оп. 2!!!! Не забывайте!
    4 hrs · Unlike · 1
  •  
    Yelena Gakh Вот-вот!!! Это именно то, что я и хотела сказать только что – что он старательно делает его классиком, а не романтиком!
    4 hrs · Like · 1
  •  
    Yelena Gakh Ленуль, я так хорошо поняла, что Вы хотели сказать – но здесь, как мне кажется, он немного перебарщивает! Все-таки ЛвБ был очень страстным человеком! Я тоже терпеть не могу слюни и сопли – но не верю я в эту скупость его чуйств – даже в 1-й сонате!
    4 hrs · Like · 1
  •  
    Yelena Gakh Здесь есть эта тонкая грань – я ее искала у многих исполнителей. Аррау слушала. Короче – не знаю. Я Вам могу сказать, почему у меня такое создается впечатление – что это идет у него (Миши) от головы, что это он принцип такой воплощает. Ну Вы меня только простите, что я со своего шестка верещу!
    4 hrs · Edited · Like · 1
  •  
    Elena Kuschnerova Ну дык Бетховен классик, а не романтик! Особенно ранний! Мне как раз нравится эта его нарочитая “невыразительность”, а на самом деле самая что ни на есть! Иначе… как в том анекдоте: слушайте Трифонова и не ……. Извините! Это я не Вам, а в анекдоте. Если не помните, приведу его целиком. Но мне нравится, как Вы рассуждаете!
    4 hrs · Unlike · 1
  •  
    Elena Kuschnerova Понимаете, мне как музыканту интересно только что-то такое, до чего сам не додумаешься. Вот, как Миша или другой Миша – Плетнёв. Все остальные – даже очень хорошие и замечательные, которых я очень уважаю, а таких много – мне ничего не дают в творческом плане. Слушателям, конечно! А мне – нет! Особенно молодняк, которых катапультируют в космос, а мне совсем неинтересно слушать…. Ну я тоже играла в 16 лет, как из пулемёта, а все говорили: зелёная, зелёная, приходите через 10 лет! Ну вот я работала и розовела и краснела и созревала и вот уже 35 лет на сцене, а мне теперь говорят: послушай, вот ему (ей) всего 20 лет, а как играет!!!!! Ну, НЕИНТЕРЕСНО! честно!
    4 hrs · Edited · Unlike · 1
  •  
    Yelena Gakh Леночка, дорогая, – Вы знаете, я не музыкант, но я почему-то очень, очень хорошо понимаю, о чем Вы говорите! То есть – когда Вы видите что-то, для обычного слушателя кажущееся гипертрофированным, Вам это дает новые краски и новый взгляд на вещи. Это, как повернуть скульптуру, законченную с одной стороны для публики, недоделанным куском – там, где виден ход мысли скульптора. Для коллеги по цеху это самое то! Там он может найти новое вдохновение для собственного творчества! Это – как обмен творческой энергией. Я это могу понять! Но для слушателя (или посетителя выставки скульптур) видна лишь незавершенная работа. Вот так и для меня здесь – видно стремление интерпретатора уйти от общепринятого исполнения. Вы меня понимаете? Я здесь вижу то самое воплощение идеи ради идеи – не ради максимального приближения к тому, что пытался сказать Бетховен. И я уверена, я на 100% уверена – можете меня казнить – что он никогда не сыграл бы так, как Миша! Он бы подавился своей распирающей энергией! Причем я вовсе не представляю его себе буйствующим за пианофорте (правильно?) Нет, конечно! Но вот такой искусственной сдержанности в нем не было и в помине! Откуда??
    3 hrs · Edited · Like · 1
  •  
    Elena Kuschnerova Это всё очень интересно, что Вы пишете, Алёна! Но мне как раз не кажется, что у Миши всё гипертрофированно…. мне наоборот кажется, что если взять ноты этой сонаты и ничего не выдумывать и не придумывать, а просто следовать значкам, то такая музыка и получится. Квази, лишённая интерпретации…. Это то, к чему я стремлюсь. На вопрос об “интерпретации” я могу что-то очень невежливое сказать. Чего там интерпретировать? Ну ведь есть же ноты, правильно? Туда композитор понаписал то, что хотел. Значит, надо ноты попросту ПРОЧИТАТЬ. Но конечно не только сам голый нотный текст, а всё вокруг: все оттенки, динамические, агогические, лиги, акценты, ну всё всё всё…. И постараться вот это всё исполнить. Тогда должно получиться то, что как бы задумал композитор. Но это только звучит так просто! Потому что мы, исполнители, должны в мертвые листки бумаги вдыхать жизнь. И вот чем мы наполним эти условные знаки, то и получит слушатель. И будет судить о композиторе. Поэтому мы в каком-то смысле соавторы. А то, что Бетховен сам бы так не сыграл….ну, как говорит Дима Гаранин: это спекуляции… А что, Бетховен так бы сыграл, как Соколов? Или не дай Б-г, как Рихтер? Да он бы лучше опять умер, чем так вот… Извините, это опять же спекуляции!
    2 hrs · Unlike · 1
  •  
    Yelena Gakh Лена, знаете – у меня странный подход слушателя к исполнительскому искусству. Я Вам сейчас скажу, какой. Я по творчеству представляю себе характер творца. Ну вот для меня Бетховен – фантастически умный природным умом (никакой там не математикой), очень чувственный и страстный человек с огромной внутренней энергией и мощью, которую он иногда не мог адекватно реализовать в социальном общении – отсюда его неуживчивость, и который чувствовал свою эту творческую силу таланта. Он, как говорится – did not care, что и кто о нем будет думать. Ему было на это глубоко наплевать. Он воплощал то, что ему было дано. При этом он был способен на невероятную нежность – скрипичный концерт, весенняя соната – да вообще – по динамическому диапазону его характера я не могу представить равных ему.
    1 hr · Edited · Like · 1
  •  
    Yelena Gakh Ну так вот – исходя из этого его портрета, который я сотворила сама для себя на основе его музыки – я себе воображаю, как можно было бы сыграть то или иное произведение. Я ловлю резонанс исполнения с моим этим музыкальным портретом. К сожалению, он очень, очень редко попадает на то, что я хотела бы услышать. И знаете, что совершенно удивительно? Вот Вы говорили о Жене Кисине. И я с Вами полностью согласна в его оценке. Но один раз я услышала его исполнение 32-й сонаты Бетховена – это было вскоре после смерти его отца – и я просто рухнула или вознеслась – не знаю, как описать это ощущение. Это было “бинго” по всем параметрам! Это было самое мудрое, прочувствованное исполнение сонаты композитора, который обращался к тому, в кого он никогда не верил. Я лично не думаю, что ЛвБ был религиозен. У него был слишком бунтарский для этого характер. Но вот тогда – оглохший, после попыток или мыслей о самоубийстве – он в этой сонате описал свое примирение – в той почти молитвенной части – так я ее воспринимаю – с тем, что ему было послано. И при этом какое-то новое возрождение, самоутверждение. Не помню уже, что я там себе нагородила – но это было что-то! Я совсем, совсем не уверена, что Женя сыграл бы ее еще раз так же. Но вот ради таких моментов я хочу ходить на концерты. И как они редки, как редки!
    1 hr · Edited · Like · 1
  •  
    Yelena Gakh Однако, у Вас очень своеобразное отношение к Рихтеру. Вы его когда-нибудь слышали вживе? Я знаю, что народ выходил после концертов, как сомнамбулы – так велико было его энергетическое поле.
    1 hr · Like · 1

  •  
    Yelena Gakh Потом – Вы говорите, что вот – надо взять ноты этой сонаты и ничего не придумывать. Но ведь все, что Вы потом описали – это и есть перевод куска бумаги с точками в живую музыкальную ткань! У всех исполнителей перед ними стоят одни и те же ноты, и, тем не менее, нет одного исполнения похожего на другое.
    1 hr · Edited · Like · 1
  •  
    Yelena Gakh Точно так же, как люди вкладывают свой собственный смысл в обычные человеческие понятия – такие, как любовь, страх, печаль – так ведь, наверное, и музыканты понимают каждый по своему слова крещендо, диминуэндо, фортиссимо, и т.д. Я не права? А в сумме появляется картина, которая непохожа на другие. Ну вот мишино исполнение оказалось в противоречии с тем портретом Бетховена, который я себе нарисовала. Мой же портрет субъективен и наверняка далек от действительности. Я нацарапала в нем то, что мне ближе самой. Думаю, это довольно общее свойство у многих. Хотя, опять же – ИМХО.
    1 hr · Edited · Like · 1
  •  
    Yelena Gakh Лена, я Вам страшно признательна за эту беседу! Мне в общем-то не с кем обо всем этом говорить. Очень, очень благодарна!
    1 hr · Like · 1
  •  
    Elena Kuschnerova Это я Вам, Алёна, сердечно благодарна! Это же редкость, когда слушатель столько думает об исполнительстве, да ещё имеет своё мнение, а не следует общепризнанному и заслужившему всевозможные награды. Так что из этой беседы надо бы что-то литературное сделать!
    1 hr · Unlike · 1
  •  
    Dmitry Garanin Я прослушал эту запись, и она мне понравилась. Слышно, что исполнитель имеет концепцию и следует ей. Такое же впечатление произвёл на меня концерт Коллонтая в Баден-Бадене много лет назад. Конечно, мне, как немузыканту, не мешало бы сравнить это исполнение с исполнениями знаменитостей.
    1 hr · Like · 1
  •  
    Elena Kuschnerova На счёт Рихтера. Да, у меня действительно неприязнь к Рихтеру. На то есть свои причины. Но сразу оговорюсь, что не была с ним знакома, так что ничего личного. Была ли на концертах? Да. Была. Многократно. Скучала отчаянно! Только камерные концерты с его участием мне нравились. Но тоже с оговоркой. Он играл всегда со своей “свитой”. Перед ним все на цыпочках бегали. Вот играл с Каганом и Гутман. И если Гутман – хорошая виолончелистка, то звук Кагана вызывал у меня просто физическое отвращение. У меня была на его звук такая же реакция, как на плащи “болонья”, т.е., мурашки по всему телу и тошнота. Так что тут медитировать тоже не удавалось. У него была невероятная энергия (но не позитивная) и страшное стремление быть первым. Когда я это узнала, я поразилась, потому что я это инстинктивно чувствовала. ему нужен был вот этот культ вокруг себя, он также устраивался искусственно его подругой Дорлиак, которая делала за него “чистого” всю грязную работу. Но повторяю. Мне это всё было бы всё равно, если бы я всего этого не слышала бы в музыке. И, конечно, отсутствие краск в звуки и природной техники, что меня потрясало в Гилельсе.
    1 hr · Unlike · 2
  •  
    Yelena Gakh Ленуль, ну, не будем насчет Рихтера, потому что у меня совсем, совсем другое о нем мнение, хотя я не являюсь его фанатом, но то, что человек он и музыкант был экстраординарный, в этом у меня нет сомнения. Я к Гилельсу отношусь прохладнее. Опять же – это почти все на органическом уровне. Вы-то, как настоящий музыкант, у которого куча нервов торчит наружу, все это чувствуете просто кожей, а у меня нервы спрятаны глубже – так что, я принимаю что-то спокойнее. Но почему-то всегда были поклонники Рихтера и Гилельса – прямо как у Лемешева и Козловского.
  •  
    Yelena Gakh Я думаю, что там все было очень непросто. О нем очень интересно рассказывала его настоящая подруга, Вера Прохорова, которая любила его всю жизнь, насколько я поняла. Конечно, ее оценка тоже была очень субъективной, но все-таки…
  •  
    Yelena Gakh Дима, вот я о том же – что у Михаила есть концепция, которой он следует. В этом полностью согласна. А мне кажется, что надо не следовать концепции, а исполнять Бетховена так, как он мог бы это сделать сам – а для этого нужно тянуться на его уровень. Так я себе это представляю. Может, я и неправа.
  •  
    Yelena Gakh Вот Лена сказала очень интересную вещь – что исполнитель оказывается со-автором. В таком случае самым оригинальным “со-автором” был Гульд. Он просто брал ноты и играл нечто, что даже отдаленно не напоминало замысел автора. Причем делал это совершенно нарочито. Ну вот – у меня это как-то поперек ушей такое встает. Я уже молчу, что он сделал с “Аппассионатой”. Но это отдельный разговор. Пора и честь знать, а то я просто обнаглела. Спокойной вам ночи! И спасибо большое за то, что приветили назойливого гостя! :)))
  •  
    Dmitry Garanin А откуда мы знаем, как Бетховен бы сам исполнял? Может быть, не очень, так себе. Вот говорят, Шопен играл очень тихо, еле-еле. А как поэты читают свои стихи? Обычно плохо. Никакого сравнения с артистами, у которых каждая интонация выверена..

  •  
    Yelena Gakh Не слышала насчет Шопена. Говорят, он был замечательный пианист, но он же задыхался. Конечно, не каждый композитор был в состоянии сыграть то, что написал. Например, ПИЧ не мог. Наверное, я неправильно выразилась. Как он хотел, чтобы было сыграно. Вон, Коллонтай из Лены всю душу вытрясал, потому что хотел, чтобы она сыграла именно так, как он задумал! Какое уж там со-творчество! Думаю, что так со всеми композиторами – просто большинство не может это, к сожалению, сделать.
  •  
    Yelena Gakh Кстати, ужасно не люблю, как актеры читают стихи. Знаю только нескольких, кого хотела бы слушать. Смоктуновский, Филиппенко. Светлана Крючкова хорошо читает Ахматову. Прекрасно, но и то не все, читает Вениамин Смехов. Мне очень нравится, как читает Константин Райкин.
  •  
    Yelena Gakh Кстати говоря – совершенно неожиданно для меня – потрясающе сыграл Хармса – ох, забыла – был совершенно потрясающий моноспектакль по Хармсу, а фамилию этого актера забыла. Губастенький такой. Вспомню – скажу.
  •  
    Elena Kuschnerova Алёна, при имени “Прохорова” сразу сжимаются кулаки. Дальше – только личка. но не сейчас!
  •  
    Dmitry Garanin Не верю ни единому слову Прохоровой..
  •  
    Yelena Gakh Дима, это ненаучно.
  •  
    Yelena Gakh Я подожду, когда у Лены будет время мне написать.

Leave a comment